Задержка речевого развития у детей

Задержка речевого развития у детей

Диагноз «задержка речевого развития» нередко вызывает недоумение и возмущение родителей, ведь им кажется, что с малышом все в полном порядке. Однако не стоит отмахиваться от проблемы, так как если вовремя не предпринять меры, то она может привести к неуспеваемости в общеобразовательной школе.

Становление речи зависит от множества факторов (пола, особенностей деятельности головного мозга, социальной среды, психологического климата в семье). Темпы формирования речи индивидуальны у каждого малыша. При задержке речевого развития (ЗРР) отмечается значительное отставание от возрастной нормы. Если у ребенка в 3-4 года существуют проблемы с развитием речи, то помощь специалиста необходима, так как ребенок вряд ли справится самостоятельно. Заключение невролога, логопеда следует воспринимать без паники, но относится к этому серьезно.

ЗРР у детейЗадержку развития речи (ЗРР) следует отличать от задержки психо-моторного развития. Под ЗРР подразумевается только темповое речевое отставание ребенка, то есть малыш развивается нормально и его интеллект не отличается от сверстников, однако развитие речи запаздывает. При задержке психо-моторного развития все гораздо сложнее.

Причины задержки развития речи

  • Невостребованность речи (с малышом мало разговаривают, или наоборот, предвосхищают все его попытки выразить свои желания);
  • Генетическая предрасположенность (у некоторых детей клетки головного мозга, ответственные за речь, созревают медленнее; также имеют значения гипоксические состояния во время родов и беременности и др.);
  • Нарушения слуха;
  • Тяжелые соматические заболевания, вследствие которых развитие речи малыша значительно отстает от сверстников.

Как родителям можно заподозрить задержку развития речи?

  • Ребенок до 3 месяцев не обращает внимания на звуковые сигналы, он не гулит, у него нет комплекса оживления (энергичные движения ручками и ножками в ответ на ваше обращение);
  • Если ребенок 3-8 месяцев не проявляет интереса к игрушкам со звуковыми сигналами, не лепечет, не агукает, единственной голосовой реакцией его является громкий плач;
  • Если ребенок 8-12 месяцев не понимает обращенной к нему речи, не показывает где у него носик, ротик, глазки; не реагирует на зов по имени, не может показать члена семь («где мама?», «где папа?»); не повторяет простейших слогов (ма-ма-ма, би-би-би);
  • Если ребенок 1-2 лет не может дать односложные ответы на вопрос («как твое имя?», «что ты хочешь?»), в речи ребенка нет лепетных слов (би-би, ав-ав, ням и т.п.); ребенок не показывает на картинке знакомые персонажи («где мишка?», «покажи, где зайка?»);
  • Если ребенок 2-3 лет плохо идет на речевой контакт даже с близкими людьми, не может показать, где верх-низ, спереди-сзади и т.п.; не воспроизводит звукоподражания (мяу, гав, ку-ку), путает основные цвета, не может выполнить многоступенчатую инструкцию взрослого (например, «пойди в комнату, и принеси собачку»), если малыш 2,5 лет не может построить фразу из двух слов;
  • Если ребенок 3-4 лет искаженно произносит простые фразы («дем ять» — идем гулять, «ачу ока» — хочу молока и др.); путает цвета, не может пересказать простые сказки (например, «Курочка Ряба» и т.п.).

Как справится с задержкой речи

ЗРР - занятия с дефектологомСправиться с задержкой речи у ребенка легче на ранних этапах, до 3 лет наиболее благоприятный период для усиленного развития речи. Если родители обратили внимание, что их чадо не говорит в 4 года, то чудес скорее всего не произойдет, и у малыша будут проблемы с произношением слов, что может отразиться и на общем развитии. Однако не стоит расстраиваться, если в 2 года кроха еще не слишком разговорчив. Темпы формирования речи у каждого ребенка индивидуальны, следует помнить, что мальчики обычно отстают от девочек в речевом развитии на 4-5 месяцев.

Если вы (или специалист) обратили внимание на задержку развития речи, то начинайте проводить коррекционные занятия. Их можно получить как в специальных учреждениях – детских садах компенсирующего вида, так и организовать самостоятельные занятия дома. Детские сады компенсирующего вида принимают малышей с задержкой развития речи с 2 лет, однако попасть туда не так просто. Необходимо пройти психолого-педагогическую комиссию, которая направляет детей в диагностические группы (до 3-4 лет) детского сада компенсирующего вида.

В таких диагностических группах дети занимаются в течение года, там с малышами занимаются логопеды, психологи, дефектологи, музыкальные педагоги. После повторного обследования к конце года ребенка или переводят в обычные дошкольные учреждения, или определяют в логопедические группы компенсирующего детского сада.

Самостоятельные занятия с ребенком

Арттерапия для лечения ЗРРКоррекционные занятия с малышами можно проводить и дома. Хорошо, если вы будете периодически консультироваться с логопедами и дефектологами по программе. Все занятия у детей проводятся в форме игры, целью которых является развитие артикуляционного аппарата, «вызывание» речи и накопление пассивного и активного словарного запаса.

Как стимулировать речевую активность малыша? В этом вам помогут игры «недопонималки». Если ребенок с помощью жестов пытается добиться от родителей чего-либо, то вам следует сообща изображать непонимание и вынуждать ребенка произносить хоть какие-то звуки. Конечно, кроха в начале будет требовать желаемое с помощью плача и протеста, но следует проявить твердость. Однако, успокаивать малыша все же нужно, но «недопонималки» должны проводится регулярно.

Артикуляционная гимнастика должна стать обязательной составляющей ежедневных занятий с ребенком, у которого выявлена задержка речевого развития. Длительность занятий сначала не должна превышать 5-10 минут. Хорошо артикуляционная гимнастика показана в книге «Тру-ля-ля и бу-бу-бу», там приведены не только упражнения, но и интересные рассказы о веселом язычке со звукоподражаниями, которые очень нравятся малышам. Начинайте с простых упражнений – «улыбка» (ребенок улыбается), «заборчик» (зубы смыкаются, рот улыбается), «блинчик» (плоский язык лежит на нижней губе), «прятки с губами» (прячется попеременно, то нижняя, то верхняя губа, то сразу обе). Когда ребенок освоил эти простые упражнения, то необходимо осваивать более сложные – «часики» (язык качается из одного угла рта в другой), «качели» (язык двигается вверх-вниз), «лошадка» (цокание языком). Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику перед зеркалом, чтобы ребенок видел движения своего язычка.

Дыхательные упражнения для развития речиХорошо для развития речи использовать дыхательные движения: дуть на водичку, дуть в стакан с водой через трубочку, дуть на листья («Листочки полетели»), дуть на метелочки из елочного «дождика».

Также следует в занятия включить упражнения на развитие общей и мелкой моторики. Занятия физкультурой, плаванием принесут несомненную пользу для крохи. Игры на развитие внимания позволят улучшить и развить память, усовершенствовать работу сенсорных центров головного мозга.

«Вызываем» речь у ребенка

Вызывание речи у детей«Вызывание» речи является одной из основных проблем у детей с ЗРР. Нередко причиной задержки речевого развития становится неправильная тактика взрослого, который предугадывает любые пожелания малыша и немедленно удовлетворяет любые пожелания. Поощряйте любые попытки крохи на звукоподражание и речевую активность. Во время прогулки показывайте малышу как дует ветер («у-у-у»), мяукает котенок, капает дождь и др. Повторяйте звукоподражания «как кричит петух, блеет овечка, мычит корова» и т.п.

Используйте музыкальные инструменты, предлагайте отгадать ребенку, что звучит (ребенок при этом не должен видеть источник звука) – бубен, дудочка, барабан, пианино. Можно использовать в игре спрятанные музыкальные игрушки, которые длительно воспроизводят звуки. Предложите малышу отыскать звучащую игрушку (вначале не прячьте ее полностью, а только прикройте платочком).

Если малыш уже немного говорит, то стимулируйте дальнейшее речевое развитие с помощью «договаривания» коротких стишков (например, А.Барто).

Устройте ребенку домашний кукольный театр, вы можете использовать подручные игрушки или покупать уже готовые предметы для сказок. Хорошо, если участвовать в таких спектаклях будут все члены семьи. Выбирайте те сказки, которые ваш ребенок уже знает – «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Репка» и др. Во время представления обращайтесь с помощью кукол к ребенку, задавайте ему вопросы, побуждайте его высказаться.

Помогает стимулировать речь ребенка арттерапия (развитие творческих способностей), музыкотерапия, песочная терапия. Регулярно занимаясь дома с малышом, вы увидите, что ребенок стал лучше понимать речь и пытается ей овладеть. Не ждите быстрых результатов, возможно, пройдет несколько месяцев до достижения первых побед.

Лекарственная терапия

Дельфинотерапия у детей с ЗРРСразу отметим, что одной лишь лекарственной терапии ребенку с задержкой речевого развития недостаточно. Медикаментозные препараты назначаются в индивидуальном порядке неврологом или психиатром. Существуют как препараты, которые являются «активным питанием» для нейронов головного мозга (Нейромультивит, Актовегин, Кортексин, Лецитин и др.), так и лекарства, стимулирующие речевые зоны (Когитум, Пантогам, Энцефабол). Недопустимо заниматься самолечением, так препарат, который хорошо ребенку вашей подруги, может быть противопоказан вашему малышу. В некоторых случаях дает эффект магнитотерапия или электрорефлексотерапия, однако, данные методики физиотерапии назначаются специалистами избирательно.

Альтернативные способы лечения (дельфинотерапия, иппотерапия (лечение с помощью лошадей)) должны подбираться для ребенка индивидуально, с учетом его особенностей.

Приглашаем Вас на бесплатный вебинар Лены Даниловой «Десять рецептов развития речи для малышей«!!!

Смотрите видео: артикуляционная гимнастика для детей:

Related posts:

You may also like...

6 комментариев

  1. Ну с этим у нас все в порядке. Слышала, что бить тревогу надо, если к 3 годам ребенок не заговорит. Поэтому когда моя дочка уже в 1 год 4 мес. немало болтает, меня раздражает, когда кто-то жалуется, что она его не называет. Может, ей просто пока этого не хочется.

  2. Мы научились говорить в год. Причем заговорили сразу все слова и правильно. Аж не интересно было. Хотелось услышать какие-нибудь детские названия предметов)))

  3. Очень важный материал, все точно и подробно написано, жаль что специалистов, которые готовы заниматься с детьми раннего возраста очень мало, поэтому вся ответственность на родителях. Спасибо!!!

  4. Попробуйте мобильное приложение «Уроки русского языка: Игрушки». Там специально подобраны задания, помагают решить проблему задержки речевого развития и подходят даже для детей с наличием аутичных компонентов.

  5. Татьяна:

    Не всегда детки заговаривают до 3 лет!И большинству нужна помощь чтобы заговорить хотя бы до 5 лет!Дорогие родители,обращайте внимание на своего ребёнка не в 3 года,а с рождения!Если вы понимаете что ребёнку 2 года а он говорит только 3 слова,не ждите!

  6. Очень интересный и полезный материал, много практических рекомендаций. Спасибо автору! Мое мнение такое (и в практике воспитания собственных детей проверенное): с ребенком с самого рождения надо очень много общаться и не просто, а по принципу «как можно больше вопросов со стороны взрослого и ответов со стороны ребенка». И пусть иногда его ответы, мнения и суждения вам кажутся неправильными, бредовыми и т.п., не торопитесь останавливать и выдавать свою версию, снова задавайте вопросы, пока сам малыш не найдет правильный ответ. Так развивается не только речь, но и мышление, воображение, навыки интерпретации и многое другое, что потом пригодится и в учебе, и в жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *