Развитие речи у детей первых лет жизни

Развитие речи у детей раннего возраста имеет тесную взаимосвязь с развитием мышления, поэтому полноценное развитие речи так важно в этот период. У малыша есть все предпосылки для овладения речью, но без помощи взрослого никак не обойтись.

Несмотря на то, что первые слова ребенок обычно произносит к концу первого года, первые навыки речевого развития малыш получает с момента его рождения. Новорожденный уже может издавать звуки – плач, гуление. И эти звуки уже являются попыткой общения с окружающими. Уже к 2-3 месяцам периоды бодрствования крохи удлиняются, и малыш уже издает своеобразные звуки – гуление. Если в момент гуления начать разговаривать с малышом или петь, то его настроение улучшается, появляется двигательная активность. Неонатологи рекомендуют как можно чаще разговаривать с крохой, вызывая его ответную реакцию. Ведь именно общение является обязательным условием нормального развития младенца.

Во втором полугодии жизни малыш уже может издавать отдельные элементы услышанных слов. В лепете крохи появляются слоги, которые ему нравится повторять много раз. Общаясь с ребенком в этот период лучше не использовать искаженные слова, так как это может способствовать нарушению развития речи. Общение с ребенком после 6 месяцев должно быть более активным. Старайтесь как можно чаще комментировать происходящее, даже если ребенок не понимает абсолютного значения слов, то их эмоциональную окраску он наверняка сможет уловить.

Так же важно развитие мелкой моторики рук с целью стимуляции речевого центра. Дети, с которыми регулярно занимались упражнениями для мелкой моторики, как правило, начинают раньше говорить.

Развитие речи на первом году жизни:

1-3 месяца: малыш реагирует на обращенную речь, отвечает улыбкой при общении, произносит гласные звуки в ответ на речь взрослого;

4-5 месяцев: ребенок уже может смеяться при эмоциональном общении с окружающими, активно «гулит» с изменениями интонации, может определить направление исходящих звуков;

6-7 месяцев: узнает голос матери, уже может понимать интонацию взрослого, поддерживает игровое общение, звуки начинают складываться в слоги;

8-9 месяцев: малыш использует не только гласные, но и согласные звуки, ритмично повторяет нравящиеся слоги, малыш уже может быть инициатором общения, активно использует жесты;

10-12 месяцев: уже появляются упрощенные слоговые слова: «ма-ма», «ля-ля», малыш уже может комментировать ситуацию, кроха понимает отдельные слова и может выполнять элементарные просьбы, количество используемых слогов увеличивается.

Как определить существующие нарушения развития речи на данном этапе? Приведем несколько признаков, по которым родители могут уже на первом году жизни заподозрить неладное.

Когда можно заподозрить нарушения развития речи на 1 году жизни?

  • 1 месяц – малыш не кричит если голодный, мокрый;
  • 3-4 месяца – отсутствует гуление, кроха не улыбается при эмоциональном общении с ним;
  • 5-6 месяцев —  ребенок не прислушивается к музыке, не пытается установить источник звука, не находит предметы, о которых ему говорят;
  • 7 месяцев – младенец не узнает голоса близких, не реагирует на музыкальные игрушки;
  • 9-10 месяцев – не формируется произношение повторяющихся слогов, малыш не использует жесты, не формируется лепет;
  • 12 месяцев – ребенок не произносит ни одного слова, не понимает элементарные просьбы, не реагирует на замечания и похвалы.

 Развитие речи на втором году жизни:

На втором году жизни малыш начинает использовать все больше слов, переходит к более активной и сложной речи. Не у всех малышей речевое развитие идет такими темпами, о которых мечтают их родители. Зачастую малыши начинают произносить большинство слов только к двум годам, а то и позднее. Это не является признаком каких-либо отклонений, и индивидуально для каждого ребенка. Для примера- А.Эйнштейн начал говорить лишь к 4 годам, что не отразилось на его интеллекте.

Важная часть усвоения речи это запоминание и воспроизведение информации, поэтому многократное повторение сказок и стихотворений способствует развитию речи. Пассивный словарный запас (те слова, значение которых ребенок понимает и знает) к концу второго года значительно увеличивается и составляет уже 250-300 слов.

Чтобы исключить нарушение речевого развития у малыша, стоит проконсультироваться с врачом, а так же обратить внимание на ниже приведенные признаки.

1год и 3 месяца – ребенок должен показывать на картинке знакомые предметы, хорошо понимать простые просьбы (без жестов), использовать 6-7 простых лепетных слов;

1 год 6 месяцев – активный словарный запас достигает 10-20 слов, малыш уже может показать несколько частей тела;

1 год 9 месяцев – запас используемых слов пополняется до 20-25, в речи малыша уже появляются простые предложения (2-3 упрощенных слова);

2 года– кроха показывает основные части своего тела, активный словарный запас состоит из 50 слов, ребенок использует местоимения (я, ты, они), в речи присутствуют простые предложения из 2 слов, малыш выполняет двухэтапные просьбы («пойди к столу – и возьми книгу»).

Когда можно заподозрить нарушения развития речи на 2 году жизни?

  • 1 год 4 месяца – ребенок не употребляет упрощенные слова (ав-ав, кач-кач), не может связать слова с определенными предметами или действиями;
  • 1 год 9 месяцев – малыш не пытается подражать речи взрослого, отсутствует лепет, не повторяет слои или звукосочетания;
  • 2 года – ребенок не показывает основные части тела, не узнает на фотографиях близких, не выполняет двухэтапные просьбы;

Развитие речи на третьем году жизни:

На третьем году жизни речевое развитие идет невероятно быстрыми темпами. Малыш понимает значение более тысячи слов, и активно пытается использовать многие слова для общения с окружающими. Кроха на третьем году жизни уже строит более сложные предложения, пытается с помощью слов выражать свои эмоции и пожелания.

К концу третьего года ребенок может:

  • Понимать количественное значение цифр;
  • Знает несколько цифр в последовательности и может их повторить;
  • Знает значение предлогов (на, под, за) и союзов (если, потому что, когда), и активно использует их в своей речи;
  • Строит предложения из 4-8 слов;
  • Понимает разницу между единственным и множественными числами;
  • Может назвать свое имя, возраст, пол;
  • Задает вопросы о значении новых предметов;
  • Понимает смысл коротких рассказов без картинки;

Каждый из малышей развивается по своему индивидуальному плану, и одни малыши начинают говорить к 1,5 годам, а другие остаются молчунами до 2-3 лет. При этом и одни и другие являются совершенно нормальными в своем развитии. Не следует торопить события, и подгонять ребенка под среднестатистические нормы. Просто помогайте развитию ребенка, активно разговаривайте с ним. Однако если вы замечаете отставание в развитии речи на протяжении нескольких месяцев, то следует обратиться к специалисту (логопеду), чтобы не упустить время.

Related posts:

You may also like...

4 комментария

  1. Мы со своими малышами много разговаривали с самого рождения, и с детьми, и с внуками. И говорить они все начинали вовремя, или раньше срока.

  2. Моему малышу скоро 1,6. Так он уже говорит больше 10 слов, показывает практически все части тела, выполняет просьбы, знает, когда ему говорят нельзя, сам чистит зубы, временами сам одевается, кушает, и еще много чего делает)) Все как книжка пишет)))…

  3. Помню, так ждала, чтоб сын впервые сказал МАМА 🙂
    Мне кажется, самая большая проблема мамы, когда ребенок еще не умеет говорить в том, что малыш не может объяснить что у него болит. Орет, кричит, а маме остается только полагаться на свою интуицию и наблюдательность.

  4. Моей Лиде год и 9 — говорит уже около 100 слов. Даже сложные — котенок, молоко, собака, музыка, молодец, голова и пр. Из предложений — котенок кушает, мама моет полы, Оля на работе, Лида гуляет и т. д. Правда, она вообще очень активная и деловая))) Спасибо за статью, всегда приятно понимать, что твой ребенок опережает многих сверстников по развитию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *