Раннее развитие ребенка — мода или необходимость?

Ранее развитие ребенка — мода или необходимость?

В наше время стало модным говорить о том, как необходимо раннее развитие ребенка. Нужно ли это в действительности? Разве ребенок сам не развивается безо всяких специальных методик? А как же выросли мы, ведь нас не воспитывали никакими методиками, и ничего?
Действительно в России и странах СНГ о методиках раннего развития ребенка стали говорить недавно. Мировая практика ушла далеко вперед в этом вопросе. А у нас  и сейчас некоторые родители считают, что нечего малышу до года делать в ресторанах, общественных местах (он ведь там только мешает) и тем более незачем ходить на специальные занятия.

Американский врач-физиолог Гленн Доман стал изучать проблему развития ребенка еще в 40-е годы, когда он занимался реабилитацией детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы. Важнейшее открытие Домана состоит в том, что мозг растет и развивается только в том случае, если он «работает». Наиболее интенсивный рост мозга наблюдается до 3 лет, а к 7 годам его развитие практически завершается. Цель методики Домана- загрузить мозг информацией в первые годы жизни, что приведет к высокому интеллектуальному уровню развития. В общих чертах методика Гленна Домана заключается в двух аксиомах – «движение и физическое развитие ребенка – основной ключ к развитию его интеллекта» и «стимулирую один из органов чувств, можно добиться повышения активности всего мозга».

Таким образом, в первые годы жизни ребенок должен активно физически развиваться и быть ознакомленным с большим количеством информации. По авторской методике стимулировать физическое развитие необходимо с самого рождения! Дети, которых пеленали, более апатичны и менее способны разрешить себе того, чего они хотят, чем те, которых не ограничивали в движениях. Доман советует не класть малыша на спину, так как это положение лишает его обзора и мотивации к движению. Сама методика Домана основана на демонстрации ребенку карточек с изображением на них предметов различных цветов и форм. Показывать карточки нужно несколько десятков раз в день, буквально по нескольку минут.

Другая известная методика раннего развития принадлежит Марии Монтессори.  Мария Монтессори лечила детей, страдающих умственной отсталостью, и для того, чтобы помочь своим маленьким пациентам адаптироваться, она создала специальную школу. Мария Монтессори вывела закономерность — чем больше подвижность и лучше координация детских пальчиков, тем быстрее начинают говорить дети. Для того, чтобы решить проблемы общения и помочь малышам изучать окружающий мир, Монтессори придумывала необычные пособия и игры, основанные на чувственном опыте, на тактильных ощущениях. В течение некоторого времени выяснилось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше многих нормально развитых ребят, которые получали традиционное образование.
Таким образом,  была создана новая система обучения и развития, которая в настоящее время носит названия методики Монтессори.

Данная методика признана во многих странах (Германии, Франции, Англии, Японии). И в России в последнее время появляется все больше центров, занимающихся с детьми по методике Марии Монтессори. Главное правило методики – «помоги мне сделать это самому». Нельзя самому малышу мешать самостоятельно приобретать навыки и знания, и помогать ему только когда он сам об этом попросит (в зависимости от возраста форма выражения  просьбы может быть разной).

Любые бытовые предметы могут стать «педагогическими» элементами. Задача родителей – видоизменить свое видение мира и воспринять привычную окружающую среду, как бесконечную возможность для совершенствования навыков и умения ребенка. Крупа является отличным обучающим материалом. Рассыпав ее по поверхности и водя пальчиком или палочкой, он может учиться  рисовать, писать. Из бобов и гороха можно  складывать фигурки, буквы. Для развития мелкой моторики рук детям полезно перекладывать зернышки из одного объема в другой.
Используя крупы разных видов ребенка легко обучить сравнительному анализу. Например, разложить  зернышки по форме — в одну емкость зерна круглой формы, в другую – овальной, в третью – все остальное.
Пересыпая крупу из одной емкости в другую, ребенку можно показать, что внутренний объем зависит от формы. Крупу можно попробовать раскрасить гуашью (это упражнение конечно уже для более старших детей). Представьте, сколько усилий и сосредоточенности потребуется ребенку, чтобы в одной руке держать зернышко, а в другой – кисточку. Прекрасное упражнение для развития мелкой моторики рук!

Дети не могут «перегрузится знаниями», так как в раннем возрасте они делают только то, что им нравится и сами дозируют себе нагрузку с учетом своих темпов развития. Раннее обучение малыша — это определенный уровень общения родителя с ребенком, уровень их взаимопонимания. Это радость — показать ему окружающий мир, открыть перед ним новые возможности. Все занятия проводятся в форме игры, только так малыш способен воспринять информацию. Какие должны быть игры для детей читайте в нашей статье «Развивающие игры для детей 1 года — или чем занять ребенка».

В том случае  если родителю или ребенку неинтересно, лучше сразу прекратить занятия. Лучше заниматься, когда и родитель, и малыш чувствуют себя счастливыми и получают удовольствие от процесса. Единственным показателем при обучении самых маленьких является удовольствие, которое они испытывают.

Related posts:

You may also like...

3 комментария

  1. Здравствуйте Ольга! Читаю ваши статьи! Вы создаёте отличный и приятный сайт на актуальную тему!
    На вашем сайте банер не оплачивается. Я Вам рекомендую сразу установить оплачиваемый банер от курса Твой Старт вместо обычного, он будет приносить Вам прибыль. А старый уберите, от него нет пользы никакой.
    Здесь все подробности. Изучите внимательно. http://bit.ly/A3QQJT
    Если что то Вам не понятно, рад буду помочь и общению с вами. Я ВКонтакте http://vkontakte.ru/jubihting Пишите. Обучаюсь на продвинутом курсе школы.

    И еще совет, календарь не ставте на сайт, их поисковые роботы не любят и зачастую не заходят на сайты с календарем при запросе информации пользователем. Без него и в рейтинге лайвинтрнет продвинетесь вперед на несколько сотен тысяч гораздо быстрее.

  2. Маленькие детки — это здорово!

  3. Я считаю, что раннее развитие — это сейчас не мода, а необходимость. Одна из причин — повышение уровня комфорта: те же подгузники, например. Я не против них совсем, но постоянное использование мешает малышу устанавливать ранние причинно-следственные связи. Плюс добавим к этому активное вмешательство медицины в беременность и роды (я сама тоже врач, но у меня такое мнение), ставящее эти естественные процессы в разряд патологии. Конечно, от этого и проблем больше в виде ППЦНС и прочих напастей. Ну и экология конечно, провоцирующая постоянное кислородное голодание ребенка во время беременности.
    Если их всех методик выбирать, мне больше Монтессори нравится 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *