Гиперактивность у детей — характер или диагноз?

Гиперактивность у детей — характер или диагноз?

Гиперактивность у детей встречается нередко. О таких малышах обычно говорят «у него шило в попе». Ребенок не сидит на месте, все время бегает, привлечь его внимание бывает нелегко? У такого малыша есть все шансы называться гиперативным. Медициинский диагноз звучит так: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Мальчики страдают им чаще, чем девочки. Но как различить когда гиперативность это просто проявление характера, а когда это уже болезнь.

Гиперативность у детей нередко бывает вызвана проблемами во время беременности и во время родов. Если у крохи после рождения стоит диагноз: перинатальная энцефалопатия (ПЭП) или минимальная мозговая дисфункция (ММД), а так же если имеется гипертонус мышц, то такой малыш в последствии может превратится в ребенка «с моторчиком». Обычно на первом году жизни такие младенцы плохо засыпают, мало спят, легко перевозбуждаются. Так же у таких малышей отмечаются частые срыгивания, запоры, проблемы с аппетитом.

Существует так же теория, гласящая, что причиной гиперактивности у ребенка является дефицит опредленных гормонов в организме. А так как эти гормоны вырабатываются во время мышечных сокращений, то ребенок плохо себя чувствует, если не двигается.

Чтобы выяснить, когда гиперактивность бывает особенностью характера, а когда болезнью, необходимо установить — мешает ли гиперактивность развитию ребенка. Если это особенность характера, то нарушений в развитии малыша быть не должно. А вот если ребенок не проявляет способности к обучению, не может общаться со сверстниками, устраивает конфликты, то без помощи специалиста уже не оойтись. Проблемами гиперактивности занимаются детские психиатры и психологи.

Чрезмерная активность ребенка, которая слабо регулируется может привести к задержке моторного и речевого развития. В последствии это приведет к трудностям в обучении в детском саду и школе.

Когда можно говорить о гиперактивности? У специалистов существует тест. Если из 5 признаков у ребенка отмечается хотя бы 3, то можно говорить о гиперактивности:

1. Активность крохи гораздо выше, чем требует конкретная ситуация. Такие дети карабкаются на шкафы, забираются на мебель. Подвижность таких детей отличается от поведения сверстников.

2. Ребенок суетлив, извивается, корчится.

3. Начатые дела кроха редко доводит до конца, переходит от одного дела к другому, не заканчивая ни одно из них. Малыш делает все с шумом, роняет, бьет предметы.

4. Ребенок чаще бегает, чем просто ходит. Не останавливает «свой бег» ни на минуту, несмотря на призывы и окрики родителей.

5. Малыш всегда должен что-нибудь делать. Такой ребенок не сидит на месте, уговорить его передохнуть невозможно.

Отдельно стоит отметить, что у родителей бывает ложная тревога, когда на стрессовую ситуацию (развод родителей, смерть близких родственников, отрыв от семьи, переезд и т.п.) у ребенка возникает поведение, схожее с поведением при гиперактивности. Дети в отличие от взрослых реагируют на стресс именно перевозбуждением и чрезмерной активностью (в то время как взрослые ведут себя заторможенно).

Как можно помочь ребенку с гиперактивностью

Гиперактивные дети из-за своей чрезмерной подвижности и импульсивности часто попадают в разные ситуации и получают постоянные замечания и упреки со стороны родителей и педагогов. Взрослым следует знать, что ребенок не может управлять собой и у него нет цели досадить и расстроить вас. Все ситуации складываются сами по себе. Если ребенка постоянно окрикивать и угрожать, то он вскоре привыкнет к этому, и перестанет обращать внимание на вас.

Постоянное возбуждение малыша утомляет его так же, как и всех окружающих. Ребенок не может самостоятельно справится с ним, ему нужна помощь со стороны взрослых.

10 правил для детей с гиперактивностью:

1. Установить контакт. Не стоит говорить с ребенком если он занят, подойдите к нему, прикосниесь, поверните к себе, уберите отвлекающие факторы — только тогда он услышит вас. Физические наказания детям с гиперактивностью противопоказаны!

2. Закон постоянства правил. Если вы что-то запрещаете, то это должно быть всегда. Никаких исключений из правил «на сегодня» быть не должно. Правила для ребенка должны быть понятны, выполнимы и конкретны. Он не сможет воспринять просьбу навести порядок, разложите ему все «по полочкам».

3. Чтобы уберечь детку от травм, в вашем доме должен порядок и безопасность. Уберите провода, закройте розетки, отодвиньте подальше от каря предметы, которые могут упасть.

4. Режим во всем. Ребенку необходим строгий распорядок дня (есть негласное правило — чем активнее ребенок, тем строже режим).

5. Поощрения малыша за выполнения действия, которое требует концентрации внимания. Постоянно хвалите ребенка, и не только словами. «Олимпийский принцип» — хвалите за достижения даже если они не выполнены до конца.

7. Найдите что-нибудь, что получается у ребенка лучше всего (это может быть чтение книжек, складывание сортеров и т.п.). Поддерживайте ребенка в том, что у него хорошо получается.

8. Закон траты энергии. Обеспечьте ребенку активные физические игры, он должен «выплеснуть» свою энергию.

9. Обеспечьте безопасность когда вы куда то собираетесь. Любой «выход в свет» с гиперактивных ребенком должен быть заранее спланирован и подготовлен. Вам необходимо тщательно собираться, провести беседу с малышом о его поведении. Если вы не уверены, что ребенок будет адекватно себя вести, то лучше остаться дома.

10. Помните, что мама с папой тоже люди — отдыхайте от малыша. Для этих целей используйте бабушек, дедушек, и других членов семьи. Вы должны отдыхать, чтобы быть спокойными и адекватно оценивать ситуацию.

Если вы самостоятельно не можете справится с гиперактивностью у ребенка, то вам следует обратится за помощью к специалистам. Психолог расскажет вам, как следует поступать в тех или иных ситуациях и будет заниматься с ребенком. В медикаментозном лечении нуждается около 7 % детей с гиперактивностью. Не стоит начинать борьбу с этим синдромом сразу с лекарственных препаратов.

 

Related posts:

You may also like...

8 комментариев

  1. Очень хорошие и полезные советы по диагностике и помощи гиперактивному ребенку.

  2. Как это важно, знать ту грань, которая отделяет заболевание от особенностей детского характера, чтобы принять нужные меры, спасибо!

  3. В Германии детям с таким диагнозом дают медикаменты… не знаю, хорошо ли это…

  4. Отличный пост!
    У меня племянница 4-й годик, ну активная ой ой, ей сложно сидя что-то учить чего-то познавать, все на ходу. Шустрая непоседа,но когда-то в таких шустрячках проявляются супер способности, главное в нужное русло пустить ту энергию.

  5. Очень наш годовалый малыш похож на ребенка с первой картинки и активный спасибо за советы

  6. Замечательная статья! Гиперактивность у детишек встречается все чаще, и Ваши советы будут очень кстати и родителям, и остальным членам семьи.Спасибо большое.

  7. Мой сынуля в детстве тоже был гиперактивным, но теперь я поняла, что это просто особенность характера. Он и сейчас очень общительный и веселый парень.

  8. Алиса:

    Сыну полтора года, с ног уже сбились с мужем бегая за ним. На выходные отвожу к бабушке, иначе сойду с ума. Не согласна с тем, что дети с СДВГ это следствие патологий беременности. У меня идеальная беременность, нормальные роды. Так откуда это?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *