Адаптация ребенка к детскому саду

Адаптация ребенка к детскому садуМногих родителей волнует проблема адаптации к детскому саду. Адаптацией называют привыкание детского организма к новым внешним условиям. Для подавляющего большинства детей начало посещения сада является очень непростым моментом, так как их жизнь кардинально меняется.

Новые внешние условия и обстоятельства потребуют некоторого времени, чтобы малыш смог привыкнуть к ним. Адаптация к детскому саду может быть легкой (длится 2-3 недели), средней (1-2 мес.) и тяжелой (более 2 мес.). Поведение ребенка в период адаптации может значительно меняться, ведь в жизнь малыша входят множество новшеств (строгий режим дня, длительное отсутствие мамы, новая пища, постоянный контакт со сверстиниками). Если адаптация протекает тяжело, и ребенок и по истечении 2 месяцев малыш не привык к детскому саду, то необходима консультация детского психолога. Так как самостоятельно справится с проблемой ребенок и семья не может.

Детские психологи рекомендуют начинать посещение садика не ранее 3-4 лет, считается, что в этом возрасте малыш психологически созрел для расставания с мамой. Если вы вынуждены отдать ребенка в садик в более раннем возрасте, то необходимо уделять ему как можно больше персонального внимания, так как есть вероятность ослабевания связи «мама-ребенок».

Другие существенные перемены (смена места жительства, появление в семье другого ребенка) не должны совпадать с началом посещения детского сада. Так как в этот период малыш и так испытывает серьезную стрессовую ситуацию, и лучше не подвергать его еще большим переживаниям.

Как подготовить ребенка к посещению детского сада?

Адаптация к детскому садуПодготовку к посещению детского дошкольного учреждения необходимо проводить за несколько месяцев до его начала. Обычно малыши идут в сад с августа-сентября, поэтому в течение летних месяцев вам следует начать подготовку. Подготовка к детскому саду заключается в том, что вы максимально приближаете домашние условия к тем, что ожидают его в детском саду. Во-первых, это касается режима дня. Малышу будет значительно легче адаптироваться, если он будет вставать рано утром, и последовательно выполнять все пункты режима детского сада (завтрак, прогулки, дневной сон, занятия).

Во-вторых, попытайтесь начать кормить ребенка пищей, которая будет похожа на меню дошкольного учреждения. Вспомните, что нелюбимая каша могла стать причиной вашего нежелания ходить в детский сад.

В-третьих, помогите ребенку максимально овладеть информацией о детском саде. Существуют специальные пособия и книги, которые подробно рассказывают о жизни детского садика (какие там шкафчики, стульчики, игрушки, воспитательница). Если возможно отправьтесь на экскурсию в тот сад, который будет посещать ваш малыш. Посмотрите детские площадки, загляните в группы с детьми. Рассматривайте фотографии детей в детском саду, комментируйте все нюансы, пробуйте моделировать какие-то ситуации на фото.

Подготовка ребенка к посещению детского садаТакже обязательно следует проигрывать (с куклами, зверюшками и др.) посещение детского сада. В вашей игре должны присутствовать несколько моментов – как мама приводит ребенка и оставляет его с воспитательницей. И как она его забирает! Во время игры вы можете создавать простейшие ситуации (что делать с упавшей ложкой, как кукла просится в туалет и др.).

Оптимальным вариантом является, если ребенок уже хорошо владеет речью и имеет необходимые навыки самостоятельности (может сам кушать, частично одеваться, просится в туалет).

В каком режиме следует начинать посещать детский сад?

Психологи рекомендуют вариант постепенного вхождения у группу. На первом этапе (2-3 дня) вы начинаете посещать прогулки вашей группы. Затем приводится ребенка в группу в период игровой деятельности (вы в это время находитесь рядом или в раздевалке). Для этого этапа требуется 1-2 дня. К сожалению, не все муниципальные детские сады идут навстречу родителям и разрешают им на какое-либо время оставаться в группе. Вам следует обсудить с конкретным воспитателем схему введения ребенка в сад, и убедить его, что вашему ребенку это необходимо. В присутствии мамы ребенку спокойнее знакомится с новой обстановкой и воспитателем, малыш активно начинает интересоваться другими детьми и игрушками в группе.

После второго этапа следует третий – вы оставляете малыша на несколько часов в группе (на 2-3 часа), если необходимо, то завтрак можно проводить в присутствии родителей. Этот этап также требует нескольких дней (2-4). Затем малыша можно оставить до обеда. Следующим этапом идет тот, когда ребенок остается на дневной сон. Но в первые дни сразу после сна вы должны его забрать. И только затем кроха будет готов остаться в детском саду на целый день.

Также важно говорить ребенку, когда вы придете. Точно обозначайте действия, после которых вы его заберете (после прогулки, после обеда и т.д.). Дети еще не умеют ориентироваться во времени, и им будет легче знать, что вы придете после какого-либо события.

Признаки адаптации

Острый период адаптации к детскому саду Весь период адаптации ребенка к детскому саду делят на острый, подострый и заключительный. В остром периоде у малыша будут выраженные изменения его состояния (как физического, так и эмоционального). Нарушается аппетит, сон, поведение. У некоторых детей отмечается регресс (то есть обратное развитие) навыков. То есть малыш может начать плохо говорить, справлять физиологические потребности в «штанишки».

Подострый период характеризуется постепенным освоением новой внешней среды. У детей улучшается аппетит, постепенно нормализуется сон. И только затем  восстанавливаются социальные навыки и речь.

Адаптацию можно считать законченной, если у ребенка нормальный аппетит, сон, обычное активное поведение.

Плач ребенка не является свидетельством его плохой адаптации. Некоторые малыши еще долго плачут при расставании. Главное, чтобы после вашего ухода поведение ребенка было обычным. Если кроха и по прошествии двух месяцев ни с кем не общается, негативно настроен к детям и воспитателю, не интересуется происходящим у группе – то у ребенка признаки тяжелой адаптации и требуется консультация детского психолога для решения этой проблемы.

Когда следует считать, что ребенок «несадовский»?

Существуют несколько «стоп-сигналов», которые означают, что ребенку не показано посещение детского сада в настоящее время. Это следующие признаки:

  • Появление нервных расстройств (тиков, заикания);
  • Появление необоснованных страхов (страх темноты и т.п.);
  • Повторяющиеся заболевания.

По последнему пункту существует несколько уточнений. В период адаптации многие дети начинают часто болеть ОРВИ. В большинстве случаев, это является нормой, и проходит примерно через 6-12 мес. Однако, если у ребенка ОРВИ осложняются повторяющимися отитами (воспаление среднего уха), синуситами (воспаление пазух носа), пневмониями, а также если у малыша несколько раз вирусная респираторная инфекция осложнялась ложным крупом, то следует сделать длительный перерыв в посещении детского сада.

Рекомендуем Вам замечательный семинар на тему «Легкой адаптации к детскому саду» известного детского психолога Екатерины Бусловой – нажмите здесь!

Поделитесь с нами о том, как протекала адаптация к детскому саду у ваших малышей!

Related posts:

You may also like...

12 комментариев

  1. Виктория:

    Старший очень тяжело адаптировался. Плакал и в нашем присутствии и без нас. В первые недели он не ел и не подпускал к себе воспитателей. Забивался в какой-нибудь угол, от куда мы его и забирали. Короче, кошмар. И болел очень много. Мы отдали его в июне, а с сентября мне пришлось уволиться, т.к. он много: неделю ходим — месяц болеем, и так 2 года. Сменили детский сад, там стало ещё хуже — не сработались с воспитателями, пошли в третий и только там всё нормализовалось.

  2. Наш ребенок довольно быстро адаптировался в детском садике. Конечно иногда капризничал, придумывал, что мы его не заберем, но в целом в сад он любит ходить, хотя из-за частых болезней много приходится пропускать, хотелось бы, чтобы все таки он больше в сад ходил, несомненно пользу от этого мы ощущаем. В садике он сам кушает и общение с детьми идет на пользу, хотя и дома мы занимаемся ребенком, все таки хороший детский садик имеет огромные преимущества.

  3. Да… как вспомню своего, как в садик ходили..УЖАС! Шесть месяцев ходил и 6 месяцев орал всё утро не хотел оставаться. Потом пришлось забрать, так как стал постоянно болеть. Как забрала, после этого ни разу не болел. Короче так и не смог адаптироваться.

  4. У нас тоже период адаптации проходил очень болезненно, хотя я заранее начала готовить ребенка к детскому саду. Мы и режим поменяли, и рассказывали только хорошее о садике, а справится с этой проблемой быстро не получилось.

  5. Наш болел по пол-месяца стабильно, еще начал коверкать слова — хотя сам прекрасно говорит и словарный запас у него большой, шепелявит, сосал пальцы — копировал своих более младших и нервных одногруппников. Сейчас правда говорит, что к саду привык, но все равно каждое утро тянет свое: «Не хочу в садик…»

  6. Ольга:

    Мы не смогли адаптироваться. Полгода ходили (до дневного сна), полгода орали. На нервной почве начались проблемы, расстройства, хотя садик замечательный, воспитатели чудесные, помогали нам как могли, возились с ним, чтобы сын не плакал. Все равно ничего не получилось. А про бесконечные простудные заболевания вообще вспоминать не хочется. Так и пришлось бросить.

  7. Олеся:

    Мой сын быстро к садику привык, даже просился, когда я его дома оставляла. Ребенка же нужно подготовить к детскому садику, чтобы и к режиму привык заранее и одежду ему соответствующую и обувь подобрать, дома то он и босиком может ходить, а в садике в обуви постоянно, я ему для садика скратти покупаю, довольно мягкая и комфортная обувка с гибкой подошвой, которая не скользит, а то он у меня подвижный очень и любит побегать. И к режиму я его заранее готовила и много разговаривала и объясняла, так что он полностью был подготовлен.

  8. Анна:

    Наш сын к садику привыкал плохо. Из-за своей активности постоянно попадал под жалобы детей и воспитателей. Был невнимательным к замечаниям. я повела его к невропатологу, после осмотра врач выписал успокаивающий сироп зайчонок. Препарат принимали около двух недель, стал мальчик спокойнее и внимательнее к воспитателям. Тут секрет общения с такими детьми заключается ещё в том, что ругать их нельзя, мой например, воспринимает только нормальный не повышенный тон общения, а когда кто-то кричит, он запирается в себе до тех пор, пока собеседник не сменит тон общения. Я и воспитателям это объясняла.

  9. Зоя:

    Спасибо за статью

  10. Ирина:

    Хорошая статья. Вот у меня ребенок вроде с удовольствием собирался и шел в садик, но как только я уходила у него начиналась истерика, пока успокаивала, иногда и на работу опаздывала. Начала давать ему успокаивающий сироп зайчонок, в основе натуральные соки и витамины. Уже через неделю сын почти перестал плакать и спокойно шел в группу к деткам. Теперь вобще нет никаких проблем с походом в садик.

  11. Валентина:

    Мы тоже адаптацию сложно переживали, вроде готовили ребенка , рассказывали про сад играли там, все старались делать хорошо ,все таки пришли к тому что кушали мармелад зайчонок , довольно таки не плохие штучки эти зайчата ребенку нравилось ,уплетал их за обе щеки 2 недели приема прошли без высыпания, покраски языка и болей в животе. Главное сон нормализовался и аппетит.

    • Марина Григорьевна:

      Я смотрю зайчонок, прям очень популярный. Мы тоже давали сыночку, только в виде мармеладок, когда переехали в другой город и повели в садик, это был конечно сильнейший стресс. Ну вот зайчонок в таких делах, реально помощник.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *