Развитие ребёнка первого года жизни-какие маркеры покажут на отклонения

Развитие ребёнка первого года жизни-какие маркеры покажут на отклоненияСчастливое родительство — это так сложно! Особенно, если ребёнок ещё совсем крошечный и не может рассказать о своих проблемах и желаниях. Вероятно, большинство родителей периодически чувствуют себя беспомощными, так как не понимают, всё ли в порядке с их малышом, особенно если дело касается таких глобальных вещей, как общее развитие.
Многие родители сейчас придерживаются той точки зрения, что нормы развития детей не важны, и ребёнок рано или поздно освоит все необходимые навыки в любом случае. Это мнение, на самом деле, достаточно опасно. Ведь физическое и психическое развитие у малышей тесно взаимосвязаны, одно без другого просто не работает. Поэтому и существуют референсные нормы, зная о которых, всегда можно понять, правильно ли развивается головной мозг маленького человека.
Иногда же родители наоборот, пытаются форсировать сложный процесс развития ребёнка, пытаясь заставить его сесть, встать, заговорить раньше, не задумываясь о том, что крохотный мозг ещё не готов к таким серьёзным нагрузкам. И это тоже чревато проблемами в будущем.
Разумеется, не нужно паниковать, если ребёнок чуть-чуть запаздывает с освоением каких-то отдельных новых умений, но что должно насторожить внимательных родителей? Ознакомьтесь с этой статьёй. В ней собраны маркеры различных отклонений в развитии для детей первого года жизни.

Первый месяц

Этот месяц — самый сложный для новорождённого малыша. Его тело и разум переживают сильнейший стресс. Родителям нужно приложить достаточно много усилий, чтобы помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям. В этот месяц малыш будет много спать и есть, а в короткие периоды активности — привыкать к своему телу. Сейчас малыш ещё ничего не может сообщить родителям. Поэтому нужно быть особено внимательными к его состоянию.
Обратите внимание, если у вашего месячного крохи наблюдаются следующие проблемы:
— Нарушение тонуса мышц /чересчур вялые или наоборот чрезмерно напряжённые мышцы, ручки-ножки трудно разогнуть/.
— Конечности двигаются неравномерно, например, одна из ручек менее активна, чем другая или амплитуда их движений разная. Если ребёнок плачет при попытке движения одной или несколькими конечностями, или движение явно доставляет ему дискомфорт. Это может быть симптомом подвывиха, который легко устраняется в этом возрасте благодаря подвижности и гибкости суставов и костей тела младенца, но если эту проблему не решить, последствия могут остаться на всю жизнь.
— Нарушения сна — ребёнок слишком беспокоен во сне, с трудом засыпает, часто просыпается. Это может быть результатом как и обстановки в доме, так и проблем с некоторыми мозговыми центрами.
— Кривошея или привычный поворот головы — постоянный наклон головки в одну сторону. Имел ли место подвывих при родах, или, может, ребёнок спит постоянно на одном боку? В любом случае, проблему нужно устранить, потому что результатом могут быть серьёзные неврологические проблемы, а так же постоянные головные боли.
— Если к концу первого месяца ребёнок не может проследить взглядом за движущимся источником света /например, фонариком/, а так же, если у него не сужаются от яркого света зрачки, то стоит проверить его зрение.
— Если ребёнок никогда не кричит перед кормлением, то возможны нарушения речи.
— Если малыш никогда не успокаивается на материнской груди, то возможны нарушения в социальном развитии — да, так рано они уже могут быть заложены. Но обратите внимание: когда малыш плохо себя чувствует, например, беспокоится от коликов, он может не успокаиваться ни на груди, ни на руках.
— Кричать ребёнок может и не от коликов. Постоянный крик, не успокаивающийся даже сосанием /чаще оно наоборот действует как катализатор/ может свидетельствовать о головных болях — проверьте внутричерепное давление.

Второй месяц

В этом месяце ребёнок проходит так называемый «период оживления» — начинается закладка базы для социализации и игры. На что нужно обратить внимание, чтобы не пропустить тревожный звоночек?
— Если кроха не может приподнять головку от поверхности на 5 см и удержать её, если движения его конечностей ассиметричны, то возможно, речь идёт о нарушениях моторного развития.
— Если ребёнок не следит за предметом, который перемещают у него перед глазами, не реагирует на яркое пятно, появившееся в поле зрения, то нужно исключить проблемы со зрением. Так же это может свидетельствовать о проблемах психического характера.
— Не поворачивает голову на звук погремушки — необходимо удостовериться, что слух в норме.
— Если ребёнок не ищет глазами маму, не смотрит на неё, когда она говорит с ним, то возможны отклонения социального развития.

Третий месяц

Физическое развитие ребёнка проходит через период скачка. Он сразу осваивает много новых умений. Его социализация идёт полным ходом. Он начинает узнавать и различать других взрослых.
Что должно вас насторожить:
— Малыш не может приподняться на предплечьях. Не может удержать голову вертикально. В положении «столбиком» не держит голову — возможны отклонения в моторном развитии. Врач может назначить специальный массаж для укрепления мышц.
— Ребёнок не тянется ручкой к яркому предмету, подвешенному перед глазами. Не расматривает и не изучает свои ручки — возможны отклонения в психическом и моторном развитии.
— Если ребёнок не ищет глазами источник звука — возможно нарушение слуха.
— Не реагирует на улыбку взрослого, когда тот обращается к нему и разговаривает с ним — возможны нарушения социального развития.

Пятый месяц

К концу пятого месяца в физическом развитии ребёнка происходит огромный скачок — он осваивает целый новый набор положений тела в пространстве: учится сидеть, стоять на четвереньках, ползать. Более крупные и тяжёлые дети справляются с этим обычно позже своих мелких сверстников. И у деток есть ещё много времени потренироваться. Чтобы этот скачок прошёл успешно и своевременно, обратите внимание на следующие маркеры:
— В этом возрасте ребёнок уже должен хорошо освоить перевороты со спинки на живот и обратно. Если этого не произошло к концу пятого месяца, может потребоваться консультация с ортопедом. Без освоения переворотов малыш не будет готов к сидению и ползанию.
— Ортопед может понадобиться и если малыш до сих пор плохо держит головку. Когда его поднимают за ручки со спины, головка не должна откидываться назад.
— Если ребёнок не тянет ручки к игрушке, это может свидетельствовать, как о проблемах моторного, так и психического характера.
— Если ребёнок продолжает плакать, даже заслышав голос матери, если не различает ласковый и недовольный тона голоса, могут иметь место отклонения в социальном развитии.
— Первые проблемы с речью могут быть заметны уже в этом возрасте, если малыш не произносит слогов, а также не понимает, когда его спрашивают о знакомых вещах, например «Где мама?» Это может быть как показателем нарушения слуха и речевого аппарата, так и о задержке психического развития.

Седьмой месяц

За два месяца, прошедших от предыдущего скачка, ребёнок уже освоил очень много новых вещей и умений. Например, он уже может показывать на знакомые предметы в комнате, производить разные действия с игрушками и предметами — вкладывать один в другой, ломать, перекладывать из одной ёмкости в другую.
Так же он выучил множество социальных интеракций и вполне осознанно пользуется своими знаниями для общения с вами.
Что должно стать поводом для консультации со специалистом в этом возрасте?
— Ребёнок не может сесть, даже если его поддерживать за руку.
— Не умеет стучать игрушкой по поверхности — кровати, столу.
— Не издаёт звуков, чтобы привлечь к себе внимание
— Не ластится к близким людям и маме.

Девятый месяц

Это уже не младенец, но вполне осознанный маленький человек. У него наблюдается целый спектр разнообразных эмоций, заложены шаблоны поведения в разных ситуациях, и он ожидает, что в знакомой обстановке за одним действием следует другое — например, при отходе ко сну, он готов следовать устоявшемуся ритуалу, хотя ещё и не вполне сознательно.
К этому возрасту большинство детей осваивают вертикальное положение тела в пространстве, и если часть из них встала у опоры уже в 6-7 месяцев, то к девяти они уже будут не только стоять, но и ходить вдоль опоры.
Внимательные родители в этот период заметят, если:
— Ребёнок плохо освоил положение сидя, не может держать равновесие, не может сидеть, играя игрушками двумя руками, не вытягивает ноги вперёд, когда сидит.
— Плохо освоил ползание — не может поворачиваться вокруг себя, теряет равновесие, ползает только попой вперёд. Ползание укрепляет мышцы спины и готовит её к прямохождению. Поэтому родителям детей, которые рано встали и пытаются ходить /отдельные исключения из нормы могут пойти даже в 6 месяцев!/ нужно стимулировать детей ползать как можно больше. Не нужно переживать на этом этапе, что ребёнок не встаёт, если он хорошо ползает.
— Ребёнок не проявляет самостоятельности, например, не пытается отобрать у мамы ложку, которой его кормят, или снять носки, шапочку.
— Ребёнок не может постучать игрушкой об игрушку.
— Малыш не может повторить за взрослым 5-8 звукосочетаний и слогов, например «ба», «ма», «уа», «бу»
— У ребёнка отстутствует страх перед чужими людьми. Обычно в этом возрасте дети чётко различают своих и чужих, и присутствие посторонних их настораживает, так как является «сбоем» в их привычной картине мира. Многие родители думают, что стеснение и пугливость при посторонних — это ненормально, потому что ещё пару месяцев назад их ребёнок ещё улыбался всем подряд и даже мог пойти на руки незнакомому человеку, и делают вывод, что ребёнок был кем-то напуган или просто глупо себя ведёт. На самом деле, это важный этап формирования психики, заложенный эволюционно, и ни в коем случае не нужно стыдить и ругать малыша, за то, что он «невежливо» спрятался под стол от какой-то там тёти.
— Ребёнок не сердится, когда у него отбирают игрушку. Иногда родителям тоже кажется, что это некрасиво и плохо, но именно так закладываются базовые эмоции и ощущение безопасности, так что это важный момент в развитии здоровой психики.

Одиннадцатый месяц

Ребёнку скоро год, и это уже вполне социальное существо. Он понимает большую часть обращённой к нему речи, чётко различает строгий тон, учится сам оперировать словами и жестами. К этому возрасту он вполне может говорить 2-3 слова: «мама», «папа», «дай!», а так же кивать и отрицательно качать головой. Может собрать пирамидку, правда ещё не по порядку, поставить кубик на кубик. Развивается мелкая моторика, малыш учится хватать мелкие предметы двумя пальцами, рвать бумагу, отщипывать кусочки пластилина.
К этому времени большинство малышей более или менее выравниваются в развитии. Некоторые идут раньше, а некоторые раньше начинают говорить, другие — быстро осваивают пластилин или рисование.
Стоит проконсультироваться с педиатром и неврологом, если:
— Малыш не может сидеть, вытянув ножки вперёд.
— До сих пор не пытается стоять с опорой.
— Не придерживает свою кружку, когда пьёт, не может самостоятельно есть «пальчиковую еду» — сушки, печенья.
— Плохо умеет жевать и глотать твёрдую пищу.

Развитие ребёнка первого года жизни-какие маркеры покажут на отклонения

Двенадцатый месяц

Вашему малышу уже целый год! Он уже столько всего может делать абсолютно самостоятельно. Его речь активно развивается, и он уже использует много слов, чтобы выразить свои желания. Имеет пищевые пристрастия, любимые игрушки и книги, игры. Принимает участие в одевании, умывании, «помогает» маме подметать пол, вытирать пыль. Выполняет разнообразные, не только простые просьбы, например «возьми свою кофточку и отнеси в коробку».
На этом этапе родители должны обратить внимание на наличие следующих маркеров отклонений в развитии:
— Малыш до сих пор не может ползать на четвереньках.
— Не может ходить, держась за руку.
— Не может одной рукой удержать две небольшие игрушки или кубика, не подаёт игрушку взрослому.
— Не произносит ни одного слова.
— Не узнаёт себя в зеркале, не улыбается своему отражению.
— Не может выполнять простые просьбы, например «дай куклу».
— Не слушает музыку и не двигается под неё.
— Не может есть ложкой самостоятельно или с минимальной помощью.

Если вы на каком-то этапе обнаружили у ребёнка какие-то из этих маркеров, то не пугайтесь. Лучше расскажите об этом своему доктору. Многие отклонения не повлекут за собой серьёзных последствий, если вовремя их заметить и начать решать.

 

Развитие ребёнка первого года жизни-какие маркеры покажут на отклонения — видео

Читать еще:

You may also like...

1 Response

  1. Дуняша:

    Сын родился с кривошеей, но врачи сказали выкладывать на один бочок в течении нескольких недель. Делала все так как велели и со временем все прошло и выровнялось, но не известно как это отразится во взрослой жизни. Еще нам прописывали массаж, чтобы лучше разгибались ручки и ножки. Но это и сами родители могут делать простыми поглаживаниями и дольше, чем это делает массажист. А пошел сын в одиннадцать месяцев уже самостоятельно, придерживаясь слегка за кроватку. В принципе, развитие было как и положено, как указано на картинке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *